- Главная »
- Информационные сообщения »
- «О зонных тарифах для населения Томской области на 2011 год»
Информационные сообщения
В связи с появлением в средствах массовой информации информации по вопросам формирования и установления тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, или, так называемых «зонных» тарифов, в том числе и в связи с не установлением для населения тарифов, дифференцированных по трем зонам суток, Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области разъясняет следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 1 января 2011 года цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии, за исключением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.
Тарифы на электрическую энергию для населения Томской области на 2011 год установлены приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 23.12.2010 № 58/448 в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 07.10.2010 № 245-э/3. Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему потребителей на 2011 год установлены в двух вариантах: по одноставочному тарифу, в том числе с применением понижающего коэффициента 0,7, и по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток.
Потребители, в том числе и население, самостоятельно выбирают вид используемого тарифа при наличии соответствующего прибора учета электрической энергии, позволяющего применять тот или иной вид тарифа.
Установленные на 2011 год тарифы для населения являются одними из самых низких по Сибирскому федеральному округу (за исключением регионов с наличием гидрогенерации). При этом 93% жителей области оплачивают электроэнергию по пониженным тарифам с применением коэффициента 0,7.
В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Формы установления тарифов определены приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э «Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)».
Расчет тарифов производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2.
Принятые решения обратной силы не имеют и действуют не менее года.
Решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с нарушением требований законодательства, подлежат отмене или приведению в соответствие с ним. Контроль за правильностью применения принятых решений и соответствием последних действующему на момент принятия решения законодательству осуществляет ФСТ России.
В связи с постоянным внесением изменений в нормативные и регламентирующие документы решения, принимаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, должны соответствовать законодательству, действующему на момент принятия соответствующего решения.
На момент установления тарифов для населения Томской области действующими являлись следующие редакции указанных нормативно правовых актов:
- Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (в редакции от 31.12.2009, вступившей в силу с 02.03.2010 г.).
- Приказ ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130-э «Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)» (в редакции от 06.04.2009, вступившей в силу 31.05.2009).
Методические указания определяют процедуру и порядок расчета тарифов, а регламент – обязательную форму их представления.
Редакция регламента, утвержденная приказом ФСТ России от 24.11.2010 № 546-э, предусматривающая установление для населения тарифов, дифференцированных по двум и трем зонам суток, вступила в силу 26.12.2010 года, и распространяется только на правоотношения, возникшие после вступления в силу данного приказа ФСТ России.
Таким образом, приказ Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 23.12.2010 № 58/448 «О тарифах на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население» по Томской области» принят в строгом соответствии с действующим законодательством: соответствует нормативно правовым актам, действующим на момент издания приказа Департамента.
Установление для населения тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по двум и трем зонам суток, будет выполнено при тарифном регулировании на 2012 год.
По законодательству определение интервалов тарифных зон суток по энергозонам (ОЭС) России и субъектам Российской Федерации относится к компетенции Федеральной службы по тарифам.
Документом, дополнительно регламентирующим использование в 2011 году тарифов, дифференцированных по зонам суток, в т.ч. населением, является приказ ФСТ России от 16.12.2010 № 440-э/8 «Об интервалах тарифных зон суток для энергозон (ОЭС) России по месяцам 2011 года».
Так, интервалы тарифных зон суток на 2011 год, установленные Приказом ФСТ России, на территории Томской области составляют:
для двухзонных тарифов:
ночная зона – с 23 часов вечера до 07 часов утра;
дневная зона – остальное время.
для трехзонных тарифов:
ночная зона – с 23 часов вечера до 07 часов утра;
пиковая зона – имеет 2 диапазона - утренний и вечерний, которые изменяются в зависимости от месяца и примерно составляют:
утренний пик – с 08 часов до 11 часов;
вечерний пик – с 17 часов до 20 часов;
полупиковая зона – остальное время.
При использовании зонных тарифов прибор учета потребителя должен быть запрограммирован с учетом упомянутых зон суток каждого месяца в соответствии с данными, установленными приказом ФСТ России. Ежегодно, в случае изменения соответствующих зон суток, прибор подлежит перепрограммированию. В этом случае, гражданам при выборе или переходе на применение трехзонных тарифов придется ежегодно за свой счет производить перепрограммирование приборов учета. В случае применения двухзонных тарифов такое программирование производится лишь однократно: при установке и сдаче прибора учета в эксплуатацию.
По отчётным данным энергосбытовых компаний Томской области объём электроэнергии, реализованный населению по зонным тарифам, в 2009 году составил 742 тыс. кВтч (0,07% от всего объёма реализованного населению), а за 2010 год - 10 750 тыс. кВтч или около 1% от всего объема потребления электроэнергии населением. Это свидетельствует о росте популярности зонного тарифа у населения, как более выгодного по сравнению с традиционным одноставочным (при условии увеличения электропотребления в ночное время суток).
Для понимания следует отметить, что по своему назначению тарифы, дифференцированные по зонам суток, не являются льготными, а служат лишь инструментом выравнивания графиков нагрузок энергосистемы путем управления электропотреблением, в том числе населением, и переносом нагрузок с пиковых и полупиковых зон в ночную зону электропотребления, снижая при этом и размер платы за электроэнергию.
Основополагающим принципом при расчете тарифов (в том числе и для населения) в соответствии с Методическими указаниями является принцип равнодоходности тарифов, т.е. необходимости сохранения расчетной величины необходимой валовой выручки (НВВ), оплачиваемой потребителями соответствующей группы в целом, при применении любого из видов тарифов. Потребитель уже самостоятельно выбирает вид тарифа с наибольшей для себя экономической выгодой, напрямую связанной с режимом собственного электропотребления.
Значения тарифов, дифференцированных по двум и трем зонам суток (в случае их установления в 2011 году) с учетом понижающего коэффициента 0,7 (население, проживающее в домах с электроплитами и сельское население) приведены в таблице 1.
Таблица 1
коп./кВтч (с НДС)
Тарифные зоны суток |
Одноставочный тариф |
Зонные тарифы |
|
Двухзонный |
Трехзонный |
||
Ночная |
151,00 |
106,00 |
106,00 |
Полупиковая |
151,00 |
156,00 |
151,00 |
Пиковая |
151,00 |
156,00 |
202,00 |
Экономический анализ применения одноставочных тарифов и тарифов, дифференцированных по двум и трем зонам суток, проведенный Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области показывает, что при сохранении населением неизменного режима потребления (иначе образа жизни) в условиях применения тарифов 2011 года «эффективность» применения трехзонного тарифа по отношению к одноставочному тарифу ниже, чем двухзонного.
Пример сравнительного расчета экономической эффективности тарифов на электрическую энергию для населения Томской области показан в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование показателя |
Единицы измер. |
2010 год |
2011 год |
|
Двухзонный |
Двухзонный |
Трёхзонный |
|||
1. |
Объём электропотребления за месяц, всего |
кВтч |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
1.1. |
Объём ночного электропотребления за месяц |
кВтч |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
1.2. |
Объём дневного электропотребления за месяц, в том числе |
кВтч |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
1.2.1. |
Пиковая зона |
кВтч |
|
|
30,0 |
1.2.2. |
Полупиковая зона |
кВтч |
|
|
220,0 |
2. |
Одноставочный тариф |
руб./кВтч |
1,38 |
1,51 |
1,51 |
3. |
Тариф, дифференцированный по зонам суток |
|
|
|
|
3.1. |
Ночная зона |
руб./кВтч |
0,97 |
1,06 |
1,06 |
3.3. |
Полупиковая зона |
руб./кВтч |
|
|
1,51 |
2.4. |
Пиковая зона |
руб./кВтч |
1,38 |
1,56 |
2,02 |
3. |
Сумма оплаты по одноставочному тарифу |
руб. |
414,00 |
453,00 |
453,00 |
4. |
Сумма оплаты по зонному тарифу |
руб. |
393,50 |
443,00 |
445,80 |
5. |
Разность п. 3-п. 4 ("+"экономия; "-" перерасход) |
руб. |
20,50 |
10,00 |
7,20 |
Как видно из таблицы, экономическая эффективность применения трехзонного тарифа для населения, проживающего в стандартной квартире с объемом потребления электроэнергии 300 кВтч в месяц, составляет 7,2 рубля в месяц или 86,4 рубля в год, а двухзонного – 10 рублей (120 рублей в год). Снижение экономической эффективности применения двухзонного тарифа в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано как раз внесением изменений в вышеуказанные Методические указания.
Применение трехзонного тарифа потребует больших расходов на приобретение, установку, программирование и поверку счетчиков, которые не окупятся в обозримые сроки, а также является более сложным для применения, понимания, в том числе и по условиям оплаты.
Окончательное принятие решения по использованию того или иного вида установленных тарифов зависит только от потребителя и конкретного человека.
Начальник Департамента
тарифного регулирования
и государственного заказа
Томской области Е.К. Бушманова
Контакты
Адрес: 634041, г. Томск,
пр. Кирова, д. 41,
4 этаж, каб. 412 (приёмная)
Телефон: (382 2) 560-373
Факс: (382 2) 560-373
Режим работы: пн.-пт. с 9:00 до 18:00
(перерыв на обед с 12:30 до 13:30 )
Это важно
Новое на сайте
16.03.2018 2018