СМИ о нас

28.10.2010
Непредсказуемость на поводке/Что будет с тарифами на коммунальные платежи в следующем году

Электроэнергия для томичей за 2005–2010 годы подорожала на 118%, тепло – на 145, газ – на 160%.

Это при накопленной потребительской инфляции 75%!

 

По мере приближения конца года все потребители: граждане, бизнес, предприятия реального сектора экономики, бюджетные организации – все чаще задумываются о грядущих новых тарифах на коммунальные услуги. И нынешняя осень не исключение. Тем более что 2011-й станет в сфере тарифообразования своеобразным: федеральная власть вводит жесткое ограничение темпов роста тарифов и обещает строго следить за соблюдением этого скоростного режима. При этом непосредственно за всю тарифную политику отвечают субъекты Федерации: полномочия по установлению тарифов переданы вместе с предельными индексами их роста: за тепло – 14%, за электроэнергию для населения – не больше 10%, для организаций – 15–16%.

При этом в 2010-м должно завершиться реформирование российской электроэнергетики, а с 2011-го – произойти либерализация цен этого естественного монополиста. То есть тарифное регулирование в электроэнергетике в будущем году останется только для населения. Прочие потребители – бизнес, производство, бюджетные учреждения – будут заключать договоры с электроснабжающими организациями и покупать энергию по свободным ценам, формирующимся на оптовом рынке.

Удастся ли власти, отпустив цены, удержать тарифы на коротком поводке? И что ожидает нас, потребителей?

 

Либерализация энергетики и налоговая реформа

Тарифное регулирование в электроэнергетике в будущем году останется только для населения. Прочие потребители – бизнес, реальный сектор экономики, бюджетные организации – будут заключать договоры с электроснабжающими организациями и покупать энергию по свободным ценам, формирующимся на оптовом рынке.

Будет ли это действительно свободная (то есть конкурентная) цена или, в нашем российском варианте, неограниченная свобода естественному монополисту диктовать потребителям цены? Все зависит от того, как будет формироваться ОРЭМ, насколько он окажется дефицитным или избыточным. Но ясно, что Томская область со своим энергодефицитом почти 40% и отсутствием дешевых источников электроэнергии (ГЭС) окажется явно не в выигрыше.

– Пока не очень понятно, как поведут себя цены на свободном рынке – будут они снижаться или расти, и к каким финансовым результатам в связи с этим придут наши организации, – отказывается строить макропрогнозы Елена Бушманова, начальник департамента тарифного регулирования и госзаказа администрации области. – Одно могу сказать – перемены будут очень серьезными.

Еще один федеральный фактор, который, по всей вероятности, поднимет и коммунальные, и потребительские цены: изменения в налоговой системе. Со следующего года социальные отчисления организаций, находящихся на общей системе налогообложения, вырастут на 30% (с 26 до 34%), а для работающих на «упрощенке» (в первую очередь малый, средний бизнес, а также большинство сельских коммунальных предприятий) еще больше – с 14 до 34%, то есть в 2,4 раза!

Подросшие энергетическая и налоговая составляющие осядут в конечных ценах на продукцию и услуги – расплачиваться в итоге придется потребителю.

В чьих руках поводок

Полномочия по установлению тарифов на 2011 год администрации Томской области переданы Федерацией вместе с предельными индексами роста тарифов: за электроэнергию для населения – не больше 10%, за тепло – 14%.

– Главный критерий, установленный президентом, за которым сейчас очень строго следят: рост платы граждан за коммунальные услуги в целом – свет, тепло, вода, канализование, – поясняет Елена Бушманова. – Рост этого совокупного платежа в Томске не должен превышать в среднем 15% от уровня 2010 года (в 2010-м ограничительная планка была установлена правительством на отметке 25% к 2009-му).

Проблема при этом в том, что темпы роста тарифов на стержневые, основополагающие комуслуги (электроэнергию и газ), которые объективно тянут за собой все остальные (тепло, воду, канализование и пр.), устанавливает федеральное правительство. И, видимо, чтобы поддержать две эти отрасли, темп задается стабильно неслабый...

– Если бы правительство не задавало таких высоких темпов роста на элекроэнергию и газ, наверное, можно было бы и другие тарифы сбалансировать на уровне общей инфляции – в пределах 10%, – говорит Елена Бушманова.– А так – на многое ли субъект Федерации может повлиять? Чтобы удержаться в указанных нам границах, мы и в прошлом году, согласовывая тариф, максимально ужимали все что только можно. У нас очень мало организаций, в затратах которых есть инвестиционная составляющая. У ТГК-11 – нет, у «Горсетей» тоже. Инвестпрограмма «Водоканала» изложена на бумаге, но фактически не реализуется. Разве что у очистных сооружений в тарифе заложена небольшая надбавка на развитие. Все получаемые от населения средства организации, как правило, тратят на обеспечение текущей деятельности. По зарплате коммунальщиков максимум, что заложено в некоторых организациях, – рост на уровне инфляции: 5,4%. Причем только в тех, где изначально очень низкие заработки – в основном на селе. Это тенденция всех последних лет...

Резать тарифы до бесконечности нельзя, уверена Елена Бушманова. Коммунальные организации должны иметь возможность оказывать услуги населению. И делать это качественно.

В общем, резервных рычагов по сдерживанию роста тарифов, которые можно было в некий момент движением фокусника вытащить из рукава и остановить разгоняющуюся коммунальную инфляцию, у региональной власти нет.

На РЭКи надейся, но сам не плошай

Зато, по мнению начальника департамента по тарифам, такие рычаги есть у самого населения.

Целевой показатель – совокупная плата граждан – складывается из двух составляющих: тарифа и объемов полученных услуг (по нормативу либо показаниям приборов учета). Вот эта объемная часть и есть главный резерв. По ФЗ 261 в течение 2011 года во всех квартирах и домах должны быть установлены счетчики электроэнергии, воды и тепла. Уже принят закон Томской области по энергосбережению, разрабатывается региональная программа...

– Но по большому счету перемены в этой части больше зависят не от власти, а от самих граждан, – резюмирует Елена Бушманова.

Остается добавить, что по настоянию губернатора Виктора Кресса все тарифы отныне должны устанавливаться только после прохождения публичных слушаний – подготовленный на этот счет областной закон будет внесен в Думу Томской области в ближайшее время. Слушания будут проводить сами организации совместно с муниципалитетом, который по ФЗ 131 несет ответственность за организацию услуг населению по тепло-, водо- и газоснабжению и привлекает организации для оказания этих услуг, выступая заказчиком от лица населения.

– По сути, на этой площадке три стороны обсуждают, как им жить дальше, – говорит Елена Бушманова. – Думаю, не всем коммунальным организациям будет просто обосновать свои расходы на сходе рассерженных жителей, отвечать на прямые вопросы о зарплате руководителей... Нам эти слушания – большая помощь. Потому что сам принцип прозрачности – большая сила.

 

наша справка

Коммунальная инфляция – как все дорожало

Электроэнергия для томичей за 2005–2010 годы подорожала на 118%, тепло – на 145, газ – на 160%. Это при накопленной потребительской инфляции 75%!

При этом Томская область не входит в число «тарифно-беспредельных» территорий, а напротив, считается относительно благополучной: в то время как в некоторых регионах в прошлом году среднекоммунальный тариф вырос на 25–30%, у нас – всего на 10.

Однако ежегодно на компенсацию жилищно-коммунальных расходов областной бюджет вынужден тратить около полумиллиарда рублей, поддерживая 53-57 тыс. малоимущих семей. А в 2009-м, как отмечает соцзащита, впервые за субсидией обратились почти 4 тыс. трудоспособных и работающих томичей.

И некоторые эксперты полагают: в цифровых показателях коммунальные платежи подошли к некоему порогу, еще чуть-чуть – и они станут неподъемными для значительной части населения, и тогда число обращенцев за субсидией возрастет кратно.

Словом, коммунальные платежи в России растут куда быстрее доходов населения и возможностей многих бизнесов. Именно поэтому Федерация вводит строгое ограничение темпов роста тарифов, а регион – разнообразные социальные подушки.

 

В рамках принятых в стране стандартов раскрытия информации все организации сегодня раскрывают сведения о своей хозяйственной деятельности – балансы. Эту информацию можно найти на сайте департамента по тарифному регулированию: http://rec.tomsk.gov.ru/standarts.html


Инесса Юшковская



СМИ о нас, Томские новости Вернуться

Работа в России

Реформа КНД: Перечень обязательных требований

 

ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ!

 

    Контакты
    Адрес: 634041, г. Томск,
    пр. Кирова, д. 41,
    4 этаж, каб. 412 (приёмная)
    Телефон: (382 2) 560-373
    Факс: (382 2) 560-373

    Режим работы: пн.-пт. с 9:00 до 18:00

    (перерыв на обед с 12:30 до 13:30 )

    dtr@tomsk.gov.ru, rek@tomsk.gov.ru

    Схема проезда


Это важно


Новое на сайте

16.03.2018 2018

14.03.2018 №1-3/9(44): Приказ "Об установлении платы за подключение объекта капитального строительства Национального исследовательского Томского государственного университета к системе централизованного теплоснабжения города Томска для акционерного общества «ТомскРТС» (ИНН 7017351521) в индивидуальном порядке"

14.03.2018 №4-43: Приказ "О признании утратившими силу отдельных приказов Департамента тарифного регулирования Томской области "

14.03.2018 №2-19/9(42): Приказ "О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Асиновская тепло-генерирующая компания-№1» (ИНН 7002016626) в сфере горячего водоснабжения "

14.03.2018 №4-9/9(41): Приказ "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов Индивидуальному предпринимателю Градовцу Александру Владимировичу (ИНН 701401633450) в сфере холодного водоснабжения "